Обучение и развитие детей-инвалидов в условиях библиотеки
Аннотированный информационный бюллетень
Реабилитация детей с физическими недостатками средствами библиотечного обслуживания можно вполне поставить в один ряд с медицинской реабилитацией. Ведь художественное слово (литературные герои, их поступки, рассуждения) порой оказывают более действенное влияние, нежели медицинские препараты.
Дети-инвалиды - благодарная читательская аудитория. Они не избалованы вниманием и чутко отзываются на проявленную заботу. В большинстве эти дети талантливы. Начинать работу с ними необходимо как можно раньше, и постоянно совершенствовать формы работы, искать новое, неординарное, яркое. В этом случае библиотека станет для них не только местом для получения знаний, информации, а превратится в место общения, творческого развития и отдыха, откроет дверь в большой мир, к культурным ценностям.
Детские библиотеки как учреждения культуры вносят свою лепту в социальную реабилитацию и адаптацию детей-инвалидов к современным условиям жизни.
Основная цель программы – организация досуга детей работающих родителей, создание интеграционного центра общения для безнадзорных детей, детей, находящихся в группе риска, включая детей с ограниченными возможностями и воспитанников детского дома г. Санкт-Петербурга.
По программе работала Юношеская библиотека им. А.П. Гайдара.
2. Федорова А.В. Роль и место детской библиотеки в социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями / А.В. Федорова // Детское чтение. Вып. 2005. – Н.Новгород, НГОДБ. – С. 41-45.
В течении ряда лет детская библиотека им. А.П. Гайдара г. Чебоксар ведет работу по обслуживанию детей с ограниченными возможностями, используя технологию библиотерапии. Особенностью этого образовательного центра является ориентация на индивидуальную программу реабилитации.
3. Беломестная В. Сказка спешит на помощь / В. Беломестная // Библиотечная газета-Первое сентября. – 2009. - № 12. – С. 6.
В городе Суджа Курской области разработана и действует программа «Социальная поддержка инвалидов Суджанского района». В её реализации ведущую роль играет районная детская библиотека, организуя цикл мероприятий для детей-инвалидов.
Их цель – формирование информационной культуры, реализация творческих возможностей, духовное обогащение и социальная адаптация этих детей в обществе.
4. Худокормова О. В гостях у Гудвина / О. Худокормова // Библиотечная газета-Первое сентября. – 2009. - № 12. – С. 7.
Как сделать интересным досуг детей, находящихся на домашнем обучении, как превратить их приход в библиотеку в событие и праздник?
В Курской областной детско-юношеской библиотеке это делать умеют.
5. Щеглова И. Солнце светит всем / И. Щеглова // Библиотека. – 2009. - № 2. – С. 69-72.
Главная задача в реабилитации детей разорвать границы того замкнутого мира, в котором живут ребятишки с отклонениями в развитии.
В библиотеке-филиале г. Йошкар-Олы более 10 лет работают с этой категорией детей и считают, что основа реабилитации – игра.
6. Ботагова Н. «Синяя птица» прилетает не ко всем / Н. Ботагова // Библиотека. – 2008. - № 10. – С. 60-62.
Дети-инвалиды, лишенные здоровья, часто бывают наделены даром другого рода: обладают прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, умеют рисовать, писать стихи.
А помогают им в реализации своих талантов сотрудники Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеки им. С.П. Никулина.
7. Таращенко А. Там, где ценности не нарушены / А. Таращенко // Библиополе. – 2008. - № 9. – С. 52-57.
В Год семьи томские библиотекари провели декаду для читателей с ограниченными возможностями. Эта работа и показана в статье.
8. Осипова Л. Если ОН «не такой» как Я. Любовь, дающая надежду / Л. Осипова // Библиотечное дело. – 2008. - № 8. – С. 22-23 : ил.
Библиотека работает с особой группой инвалидов, страдающих нарушениями психического здоровья, опыт работы.
9. Россинская С. И мир станет ярче. По итогам Всероссийского семинара «Проблемы и опыт интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов» / С. Россинская // Библиотечное дело. – 2008. - № 8. – С. 31-33 : ил.
Данный материал интересен не только описанием семинара, но и нетрадиционной подачей материала, основанной на применении оригинального способа структурирования типов мышления.
10. Соберай С. Увидеть красоту и ощутить контур изображения / С. Соберай // Библиополе. – 2008. - № 8. – С. 62-63.
Показан опыт работы Библиотеки-центра культурно-просветительской и информационной работы инвалидов по зрению г. Костромы в рамках областных программ «Дети Костромской области» (2006-20010 гг.) и «Семья с детьми-инвалидами».
11. Хамаганова Р. Передай добро по кругу / Р. Хамаганова // Библиотека. – 2008. - № 8. – С. 47-49.
Библиотекари Бурятии считают главным в работе с инвалидами-детьми приобщение к миру информации через обучение компьютерным технологиям.
12. Воробьёва Т.Л. Малечина-калечина – почти волшебная палочка: мероприятие для детей 3-10 лет, для детей-инвалидов / Т.Л. Воробьёва // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. - № 4. – С. 26-27.
Педагог дошкольного образования предлагает провести игры с детьми на открытой площадке, помогающие воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и создать комфортные условия для детей с нарушениями здоровья.
13. Угрюмова О. Маршак и Достоевский : удачное ли это соседство для детской библиотеки? : [деятельность библиотеки школы-интерната для детей с ограниченными умственными способностями] / О. Угрюмова // Библиополе. – 2008. - № 4. – С. 49-51.
Из чего состоит круг чтения ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными умственными способностями?
Как необидно, не раня ребёнка и его родителей осуществлять руководство чтением? Опытом делятся архангельские библиотекари.
14. Чуппуева Л. Особые дети / Л. Чуппуева // Новая библиотека. – 2008. - № 4. – С. 14-15.
Как помочь таким детям адаптироваться в библиотеке, узнать о специфике библиотечной профессии и приобщить к чтению. Из опыта работы Мурманской областной детско-юношеской библиотеки.
15. Колоскова Н. Библиотека для особого ребёнка: обслуживание детей-инвалидов в условиях детских библиотек / Н. Колоскова // Библиотека в школе (газ.). – 2007. - № 3. – С. 9. – (Что было).
16. Сацута А.Н. Вот тебе моя рука! Утренник для детей с ограниченными возможностями / А.Н. Сацута // Педсовет. – 2006. - № 12. – С. 6-7.
Посетив такой утренник, каждый ребёнок сможет стать участником веселых игр, показать фокус, попробовать сыграть на музыкальных инструментах. А поможет им в этом весёлый ведущий -Клоун в волшебном колпачке.